Дошкольный и младший школьный возраст – это тот самый благоприятный период в жизни человека, в котором происходит накопление определённого опыта. Подобно освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.
Программа направлена на музыкально-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников, развитие музыкальных способностей и мелкой моторики, освоение начальных навыков игры на гармони и аккордеоне. Данная программа позволяет подготовиться к поступлению в 1 класс ДМШ и освоению ДПОП/ДООП «Специальность (гармонь, аккордеон)».
При поступлении в подготовительный класс проводятся тестовые задания по диагностике музыкальных данных с целью коррекции или развития имеющихся данных в процессе обучения.
Обучающиеся, успешно окончившие подготовительный класс, принимаются в 1 класс ДМШ без экзаменов.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Народные инструменты (подготовительный класс)» для детей, поступивших в МБУ ДО «Нюксенская ДМШ» в возрасте 6-7 лет, составляет – 1 год.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
В МБУ ДО «Нюксенская ДМШ» изучение предмета «Народные инструменты (подготовительный класс)» рассчитано на 1 год (33 учебных недели), в объёме 2 часа в неделю. Продолжительность урока – один академический час (30 минут).
Недельная нагрузка:
Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа – 3 часа в неделю.
Максимальная учебная нагрузка при сроке обучения 1 год составляет – 165 часов, из них: аудиторные занятия – 66 часов, самостоятельная работа – 99 часов.
По окончанию каждой учебной четверти предусмотрены каникулы, в соответствии с графиком работы учреждения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения аудиторных занятий – индивидуальная. Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут (1 учебный час).
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, путём приобщения к исполнительству на гармони и аккордеоне.
Задачи:
-формирование начальных навыков восприятия музыки на доступных по возрасту образцах музыкального искусства;
-формирование начальных навыков игры на гармони и аккордеоне в доступной, художественно-увлекательной форме;
-формирование у детей знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры;
-развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
-развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
-освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
-выявление и развитие у детей индивидуальных художественно-творческих способностей;
-развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности;
-содействие социальной адаптации воспитанников;
- воспитание у ребёнка интереса к культуре, традициям, музыкальному наследию русского народа, а также уважительного отношения к культуре других народов.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы заключается в том, что она даёт возможность заинтересовать детей музыкально-исполнительской деятельностью на гармони и аккордеоне.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по этапам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-игровой (музыкальные игры, ребусы, карточки, пазлы и т.д.);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
-метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа и т.д.);
-объяснительно-иллюстративный (исполнение педагогом произведения ученика с методическими комментариями);
-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база МБУ ДО «НДМШ» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность» имеют площадь больше 6 кв. метров, оснащены инструментами (гармонь, аккордеон), так же созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Образовательное учреждение обеспечено наличием инструментов (гармони, аккордеоны) обычного размера, а так же в уменьшенном виде для самых маленьких учеников.
В учебных аудиториях имеется необходимая учебная мебель, звукотехническое оборудование, пюпитры для нот, стенды оформлены наглядными пособиями.
В ДМШ есть концертный зал, нотная библиотека и фонотека.
|